Приложения для мобильных телефонов приносят деньги тем разработчикам, которые способны быстро подстраиваться под запросы своей аудитории (клиентов). Мало сделать полезное приложение, нужно отслеживать активность его пользователей, вовремя реагировать на спад и рост спроса, проводить адекватную ценовую политику. Этой цели и служат метрики эффективности мобильных приложений, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Кстати, новые разработки (это Progressive Web Apps) позволяют совмещать преимущества мобильных приложений и мобильных сайтов. Узнайте о преимуществах PWA, которые позволят вашему сайту получить лидирующие позиции в поисковой выдаче Google. Больше о нововведениях Google для ранжирования мобильных страниц читайте здесь.
Основные метрики мобильных приложений
Установка мобильного приложения производится путем скачивания программы на телефон. Если клиента устраивает работа приложения, то он превращается в активного пользователя. На этом этапе клиента нужно заинтересовать настолько, чтобы ему захотелось иметь расширенную версию приложения, получить дополнительный контент. Довольный и заинтересованный клиент будет готов доплатить за усовершенствованную услугу. Тут-то приложение и начинает приносить деньги своему создателю.
Progressive Web Apps — попробовать
Несложно увидеть прямую взаимосвязь между удовлетворенными пользовательскими ожиданиями и прямой прибылью от приложения. Но как отследить степень «удовлетворенности» клиентов? Это можно сделать, задействуя метрики, которые помогают понять, что нравится пользователям, как они оценивают, к примеру, поднятие цен на дополнительный контент, введение новых платных возможностей и т.п.
Метрики используются в мобильных приложениях, а также играх и стартапах. Разработчик может подключить несколько видов метрик, чтобы получить максимально полную оценку пользовательского спроса. Рекомендуется начинать «снимать» показатели сразу же после первого скачивания приложения клиентом.
Важно вести учет таких метрик:
- Источники установки приложения. Нужны для оценки эффективности используемых вами каналов маркетинга.
- Метрики удержания и вовлеченности пользователей. Показывают, какое количество клиентов запустило ваше приложение после скачивания. К примеру, PCU показывает максимальное количество пользователей, единовременно находящихся в приложении. ACU — это показатель среднего количества пользователей, единовременно находящихся в приложении, за конкретный период.
- Количество уникальных пользователей. Число клиентов, использующих приложение регулярно.
- Сессия – метрика. Показатель продолжительности пребывания пользователя в приложении.
- A/B тесты. Информируют, какие кнопки и в какой последовательности нажимал пользователь.
- Финансовые метрики. Вычисляют эффективность приложения и его прибыльность. Основные финансовые метрики, это ARPPU (доход с одного платящего пользователя) и ARPU (средний доход с пользователя).
Читайте о плюсах и минусах разработки мобильного приложения в экспертном блоге от сервиса Gravitec.net.
Хотите испробовать преимущества новой технологии Progressive Web Apps?
Показатели активности и вовлеченности пользователей
Всем разработчикам мобильных приложений важно понимать, какова активность и вовлеченность их пользователей. Для этого рассчитываются такие метрики, как DAU, WAU, MAU, PCU, ACU.
Что это за активность и о чем она говорит?
Метрики активности дают понять, сколько клиентов уже скачали и используют приложение. Знание этих показателей позволяет оценить пользовательскую аудиторию и проанализировать ее запросы. В итоге, вы получаете «подсказки», к каким маркетинговым ходам нужно прибегнуть. Это первый шаг к увеличению вовлеченности пользователей, и соответственно, ваших доходов.
Обратите внимание на новые правила обработки персональных данных для клиентов из Евросоюза! General Data Protection Regulation: просто о новых правилах обработки персональных данных.
Что такое DAU (Daily Active Users)? Это ежедневные активные пользователи. Метрика демонстрирует, сколько пользователей зашло в приложение за день. Соответственно, WAU (Weekly Active Users) –это еженедельные активные пользователи. А MAU (Monthly Active Users) — это уникальные пользователи, которые посещают приложение хотя бы раз в месяц. Уникальность пользователей определяется по ID или логину.
Пики посещений и степень вовлеченности
Чтобы получить коэффициент вовлеченности пользователя за неделю, нужно разделить «ежедневный» показатель на «еженедельный» (DAU/WAU). Если нужно знать коэффициент «прилипаемости» пользователей к сервису в месяц, сопоставляем «ежедневный» и «ежемесячный» результаты (DAU/MAU).
Хотите понять, когда клиенты наиболее активно используют ваш продукт? Воспользуйтесь метрикой для определения количества пользователей в тот или иной период времени. Отследите показатели среднего и пикового посещения – и делайте выводы.
Итак, PCU (Peak Concurrent User или «пик пользователей онлайн») — это то максимальное количество пользователей, которые одновременно находятся в приложении. Показатель измеряется за час, месяц или год.
В то же время, средний показатель – это ACU (Average Concurrent User или «среднее число пользователей онлайн»). Здесь речь идет о количестве пользователей, которые единовременно находятся в приложении в течение конкретного временного отрезка. Для чего нужны эти показатели? Например, для определения идеального времени для запуска рекламной кампании.
Мы рекомендуем вести статистику и записывать показатели своего проекта, тогда вы будете всегда понимать, нравится ли клиентам ваше приложение, вовлечены и активны ли они, устраивают ли их ваши цены, и когда нужно менять маркетинговую стратегию.
Расчет метрик активности и вовлеченности дает возможность в дальнейшем просчитать финансовые метрики ARPU и ARPPU. Последние показывают прибыль, получаемую как от всех пользователей, так и отдельно от тех клиентов, кто покупает платные версии и контент.
Сегодня в Интернет доступны различные системы аналитики, многими из них можно пользоваться бесплатно. Например, популярными для мобильных приложений сервисами Google Analytics, Flurry и App Annie (однако App Annie взымает плату за некоторые дополнительные метрики).
Если вы используете мобильный сайт или PWA, для возвращения посетителей применяются push-уведомления (показатель конверсии достигает 30%).
Установить Push-уведомления на сайт
Финансовые метрики
С точки зрения прогнозирования прибыли, это самая важная группа метрик.
Сколько стоит разработка мобильного приложения? Об этом в подсчетах экспертов от Gravitec.net.
Основные показатели финансовых метрик
- Gross – брутто-доход за конкретный период;
- Revenue – чистый доход, за вычетом доли магазина, на котором расположено ваше приложение;
- Paying Share – соотношение числа клиентов, которые покупают платные версии, к общему количеству уникальных пользователей. Если показатель снижается, значит, клиенты пресыщены платным контентом, пришло время внести «оживление» (к примеру, провести новую акцию);
- Transactions by User или TBU – количество платежей на одного пользователя. Вычисляется делением общего количества платежей за определенный период на количество плательщиков.
Как рассчитать прибыль
Знание всего двух простых формул позволит сделать выводы, насколько ваше приложение эффективно.
Первая формула подсчитывает среднюю прибыль с одного клиента за конкретный период. Этот показатель ARPU (Average Revenue Per User) определяется путем соотношения брутто-дохода от пользователей к среднему показателю посещаемости в день/неделю/месяц.
В рамках консультации, експерты агентства Sparklead помогли разобраться с некоторыми терминами. Например, индекс ARPU дает возможность понять, насколько ваш проект эффективен, в целом. Ведь речь идет о доходе от всей аудитории приложения. Индекс зависит, в том числе, от вашей ценовой политики. Однако в большей степени осознать приемлемость ваших цен для ваших клиентов помогает другой показатель, а именно – индекс ARPPU (Average Revenue Per Paying User). Это тоже определитель средней прибыли с одного пользователя за конкретный период, только речь идет уже исключительно о платящих клиентах. То есть, таких, кто приобретает у вас дополнительный контент или услугу.
Для определения индекса ARPPU брутто-доход соотносим с количеством платящих пользователей или PU (число клиентов, оплативших дополнительный контент в конкретный период).
Благодаря показателю ARPPU легко определить прибыльность от платного контента. Тут же можно отметить реакцию пользователей на обновление приложения, на предложение новых услуг или повышение цен.
Разница между ARPU и ARPPU
У многих разработчиков возникают сложности на начальном этапе оценки метрик. В частности, нередко путают индексы ARPU и ARPPU.
Если ARPU, в конечном счете, показывает чистую прибыль с любого пользователя, например, за день, то ARPPU учитывает только ту прибыль, которую вы получили от платящих клиентов. Если в какой-то из дней никто из клиентов не купил дополнительный контент, то показатель ARPPU за этот день будет нулевым.
- ARPU = Revenue / Users (чистый доход «поделить» на количество всех пользователей)
В расчет берутся все пользователи. Этот показатель дает понять, какой доход в среднем приносит один пользователь.
- ARPPU = Revenue / Paying Users (чистый доход «поделить» на количество платящих пользователей)
В расчет берутся только платящие пользователи. ARPPU показывает реакцию пользователей на ваши цены и сколько они готовы платить за платный контент.
- ARPPU > APRU
Так как платящих пользователей намного меньше, чем их общее количество, то показатель ARPPU всегда будет больше APRU.
- ARPU = ARPPU × Paying Share
При поднятии цен у вас может уменьшиться количество платящих пользователей. Paying Share — доля платящих клиентов. В данном случае, показатель прибыли от всех клиентов будет увеличиваться за счет того, что число платящих клиентов упадет после поднятия цен на дополнительный контент. Чтобы привлечь большее число платящих клиентов, нужно выстраивать гибкую и «чуткую» ценовую стратегию.
Примеры расчёта ARPU и ARPPU
Предположим, у вас 2000 пользователей, а 50 из них покупают платный контент. Доход в месяц составляет $5000.
Ваши результаты в месяц:
- ARPU =$5000/2000 = $2,5 (то есть, один «обычный» пользователь платит вам платит $2,5 в месяц);
- ARPPU = $5000/50 = $100 (то есть, один платящий пользователь приносит вам $100 прибыли в месяц);
- Paying Share = 50 / 2000 = 2,5% (таким образом, доля платящих пользователей составляет 2,5%);
- Проверяем: 2,5$ = $100 ×2,5%
Другие полезные финансовые показатели
Помимо прибыли, вы можете подсчитать и свои траты. Например, определить, во что вам обходится привлечение клиентов. Для этого существует индекс CPI (Cost per Install) – это стоимость установки приложения. Благодаря ему можно узнать, сколько денег было потрачено на привлечение новых клиентов. Эта метрика рассчитывается соотношением стоимости рекламы к количеству установок приложения.
Также вы можете определить, насколько эффективен ваш проект за все время его «жизни». Для этого необходимо учитывать индекс LTV (Lifetime Value) — показатель прибыльности за средний период использования приложения одним клиентом.
Для расчета индекса LTV нужно доход от пользователя (ARPU) умножить на показатель средней продолжительности использования или Lifetime.
- LTV=ARPU × Lifetime
Выгоден ли ваш проект? Если LTV меньше CPI, то — не выгоден.
Для улучшения показателя LTV нужно повысить привлекательность приложения, снизить затраты на привлечение новых клиентов, поднять стоимость платного контента.
Рассчитать эффективность маркетинговой рассылки можно при помощи калькулятора эффективности.
Плюсы и минусы использования метрик
Плюсы использования метрик | Минусы использования метрик |
Считать такие метрики несложно. Результаты позволят быстро реагировать на любые изменения в запросах вашей аудитории. | DAU — волатильная метрика роста, которая не объясняет причины самого роста. К примеру, будет сложно понять, показатель DAU в конкретный день – это результат удачной PR-кампании, последствие применения маркетинговой стратегии по привлечению новых клиентов или за счет возвращения старых. |
Многие компании не открывают свои метрики, но с помощью инструментов конкурентной разведки можно оценить объем аудитории конкурента и сравнить показатели роста | DAU/MAU рассматриваются как прокси для оценки внутреннего механизма retention сервиса, но логины пользователей плохо коррелируют с целевыми действиями. |
Аналитика мобильных приложений помогает строить гибкую и результативную модель взаимодействия с клиентами. Ведение статистики и знание целевой аудитории обеспечит успех вашего проекта.
Удачных вам разработок!